Самостоятельный ремонт коленчатого вала может вызвать затруднения. Чаще всего проблемы возникают при откручивании крепежного болта шкива. Автомобильные инструкции не содержат нюансов, полезных для упрощения ремонтного процесса. Статья рассказывает о том, как в короткие сроки открутить шкив коленвала.
Отремонтировать коленчатый вал требуется в случаях:
- течи уплотнителей, которые после длительной службы начинают пропускать масло;
- износа коленчатого вала.
Почему так сложно откручивать?
Главная проблема демонтажа заключается в подвижности коленчатого вала. Устройство вращается в том же направлении, что и резьба болта/гайки: сдвигая один элемент, сдвигаешь и другой. Заводской монтаж детали производят с максимальным моментом.
Сила этого зажима увеличивается в процессе эксплуатации автомобиля. Коксование масла и коррозионные поражения, которые со временем образуются на поверхности шкива и соединения, также усложняют откручивание.
Как демонтировать болт или гайку шкива
Автомобили с передним приводом чаще оснащены шкивом с болтом, с задним — гайкой.
Дискообразная деталь скрывается за генератором, в нижней части моторного отсека. Чтобы получить доступ к днищу, пользуются ямой, эстакадой, подъемником. В зависимости от модели автомобиля, придется убрать бачок системы охлаждения, воздушный фильтр, в некоторых случаях радиатор и, скорее всего, колесо. После этого снимают ремень генератора и гидроусилителя.
Способ 1 для резьбовых или болтовых соединений
Чтобы избежать прокручивания гайки/болта, из картера сцепления убирают загрузку и блокируют зубцы маховика. Сделать это можно гаечным ключом, монтировкой, отверткой или другим крепким инструментом. Фиксация должна быть крепкой и не сорваться в процессе демонтажа. Если под рукой нет подходящих предметов, под колеса устанавливают противооткатные устройства, четвертую передачу ставят на КПП.
- Если в гараже имеется ключ торцевого типа (на «тридцать шесть» / «тридцать восемь») и удлинитель, то открутить гайку/болт можно с их помощью.
- Рукоятку ручного тормоза ставят в крайнее положение, чтобы блокировать колеса и удерживать автомобиль в неподвижности.
- Киянкой простукивают гаечные грани.
- Затем ключ плавным движением поворачивают против часовой стрелки. Поддавшись, деталь выкручивается без проблем.
Способ 2 для резьбовых соединений
- Рычаг коробки передач ставят на нейтральное положение.
- Чтобы предотвратить пуск мотора, со свечей зажигания снимают колпачки.
- Торцевой ключ надевают на гайку, удлиняют его трубой, которую упирают в пол/лонжерон авто с правой стороны.
- Быстро и ненадолго включают стартер двигателя. Он приводит в движение маховик, который воздействует на коленчатый вал. Шкив при этом зафиксирован — гайка отходит сама.
Гайка/болт может быть покрыта ржавчиной. Чтобы ее снять и упростить выкручивание, можно обработать поверхность уксусной кислотой, аэрозолем WD-40.
Как снять шкив
Устройство крепится на ступицы коленчатого вала и прочно фиксируется шпонкой, поэтому ручной демонтаж затруднен. Чаще всего шкив снимают механическими или гидравлическими съемниками. Приборы состоят из двух лапок, цепляющих деталь, и стержня посередине, который упирают в коленвал. Вращением стержня тянут лапки, которые тащат за собой шкив.
При отсутствии съемника иногда применяют монтировку, постепенно понемногу сдвигая каждую сторону, чтобы избежать перекоса. Инструмент прижимают как можно плотнее к валу, чтобы избежать скола стенок пазов.
Компания НПО-Урал выпускает шкивы коленвала из материала «Аркаим».