Расположение каната в полиспасте зависит от его кратности. При спиральном распространённом варианте предусмотрено параллельное размещение ветвей в полиспасте, где одна из них жёстко прикреплена к щеке обоймы максимально приближена к канатному блоку.
Как уберечь трос от скручивания
Необходимо подобрать канатное изделие, подходящее по классу нагрузки (1М ー 6М). На автокранах часто применяют тросы из шести свитых прядей стальных проволочных нитей с линейным касанием. Расположение прядей относительно друг друга характеризуется углом свивки, который при изгибании:
- увеличивается, что вызывает закручивание каната и рост изгибной жёсткости;
- уменьшается с раскручиванием и выбиванием прядей, при этом прочность снижается.
Сильное кручение провоцирует износ троса, заворачивание блоков, смещение распределения нагрузок.
Для устранения влияния угла свивки на перекручивание каната, на функциональность полиспаста задействуют запасовку, где конец каната фиксируют в середине обоймы в неподвижном состоянии, что соответствует расположению подвижной ветви на среднем блоке.
Компания НПО-Урал выпускает тросы автокранов из материала «Аркаим».