При работе автомобильный двигатель выделяет много тепла. Перегреваясь, мотор быстро выходит из строя, приносит немало неприятностей автовладельцу.
Чтобы ДВС функционировал в обозначенном температурном коридоре, в конструкцию узла входит система охлаждения. Ее центральный элемент — водяной насос (или помпа).
Благодаря исправно работающему агрегату происходит непрерывная (принудительная) микроциркуляция жидкости охлаждения через силовой механизм к смежным элементам. Помпа гоняет эту жидкость как насос, поддерживая стабильный теплообмен. Мотор не «закипит».
Из чего состоит водяной насос
Внешне устройство представляет собой литой металлический корпус. Обычно его изготавливают из алюминия.
Внутри с помощью вала вращается крыльчатка с лопастями (вентилятор), которая и движет вводу, неагрессивные жидкости по системе. Для более легко вращения вала его обычно ставят на специальные подшипники и сальник.
Основные составляющие стандартной помпы :
- герметичный корпус. Является основой всей конструкции. Обычно имеет сложную форму и два небольших отрезка. Их называют патрубками. Один из них напорный, другой - всасывающий;
- приводной вал. Чем быстрее вращается вал, тем интенсивнее происходит круговорот жидкости;
- рабочее колесо (или крыльчатка). Служит для подачи антифриза, оснащено лопастями специальной формы;
- подшипник. Деталь запрессовывают внутрь корпуса. На него фиксируют колесо с канавкой и крыльчатку;
- кольцо уплотнения или сальник. Нужен для предотвращения утечки антифриза. Он эффективно герметизирует подшипник от жидкости; зажимная пружина (присутствует на автомашин российского производства старого образца);
- приводной шкив. Выполняет функцию вращения помпы.
Распространенные причины поломки
Некорректная работа насоса означает циркулирование охлаждающей жидкости с перебоями. Это грозит перегревом мотора. Как определить поломку помпы, чтобы своевременно заменить запчасть?
Обратите внимание на следующие моменты:
- подтекание антифриза из-под приводного шкива. Они происходят, когда резинка уплотнителя изношена, герметизация деталей ослабла. Еще одна причина протеканий - возникновение люфта между алюминиевым корпусом и приводным валом;
- появление глухого звука из-под капота при запуске мотора на холодную. Это явление вызывает не только дефект в работе помпы. Иногда звук возникает и-за поврежденного приводного ремня или генератора;
- вращение рабочего колеса с затруднениями. Это происходит по причине попадания грязи, химических отложений внутрь системы. Со временем на поверхности элементов образуется твердый налет, который влияет на легкость вращения колеса.
- при выполнении диагностики становится слышно люфт подшипника насоса, хотя самих следов подтекания не обнаружено. Если помпа разборного типа, ремонтные работы сведутся к замене подшипника. Если устройство неразборное, то меняют весь агрегат.
Производство водяных насосов
Механизмы выпускают на основе разных материалов: металла, пластика. Помпа, созданная из металла, при заклинивании может вызвать обрыв ремня ГРМ. Еще один существенный ее недостаток — высокая цена. Пластиковые аналоги стоят дешевле, но ломаются быстрее.
НПО Урал изготавливает насосы водяного охлаждения на основе инновационных полимерных материалов. Водяные помпы рассчитаны на применение в автомобилях КамАЗ с двигателями Евро-2, Евро-3. По сравнению с аналогами из металла и пластика, полимерные насосы обладают рядом преимуществ:
- не разрушаются при перегреве, устойчивы к холоду. Температура эксплуатации -50..+120 градусов по Цельсию;
- повышенной прочностью. Полимерная поверхность нейтрализует механические нагрузки, не деформируясь. При работе не требуется смазка;
- малым весом. Насосы не утяжеляют конструкцию, а значит, не ускоряют износ смежных деталей.