Назначение детали — герметично уплотнить зону соединения блока цилиндров с головкой. Крышка клапанов надежно защищает узлы от грязи, пыли, а также предотвращает утечку моторного масла.
Выделяют три типа запчасти:
- из металла. Большинство автовладельцев отдает предпочтение именно им. Надежные детали обладают высокой прочностью и долгим сроком службы.
- асбестовые. Отличаются эластичностью, упругостью (малой усадкой). Элементы устойчивы к огню.
- безасбестовые. Могут незначительно менять геометрию при использовании, но быстро ее восстанавливают.
Заменить деталь требуется в нескольких случаях:
- непосредственная смена прокладки крышки клапанов по причине ее дефекта. Например, операция может потребоваться из-за ухудшения изоляционных свойств. Эта неприятность происходит по разным причинам. Чаще всего это связано с определенным типом вождения ТС, плохом качестве самого расходного материала или неправильной установке прокладки.
- при демонтаже головки для выполнения ремонта двигателя. В этом случае старую деталь не оставляют, предпочитая поставить новую. Прокладка считается одноразовым комплектующим.
Неисправную прокладку следует снять сразу после обнаружения дефектов. Если не сделать это вовремя, то в моторном масле вскоре окажется вся поверхность двигателя и близкорасположенные запчасти. На них будет налипать пыль и грязь. Загрязнения испортят внешний вид клапанной крышки, ухудшат теплообменные процессы в узлах: температура двигателя будет подниматься. Если же протекающее масло попадет на электронные устройства (датчики), они могут быстро выйти из строя.
Как определить, что прокладка блока цилиндров требует замены
Установить необходимость проведения процедуры просто. При осмотре машины под капотом и при движении ТС обратите внимание на следующие факторы:
- если у машины изменился состав выхлопных газов. Например, они стали белого цвета;
- увеличился расход тосола, антифриза, иной охлаждающей жидкости;
- на участке прилегания блока цилиндров и головки блока цилиндров подтекает жидкость охлаждения;
- если при проверке смазки на стержне масляного щупа возникают хлопья пены с молочным оттенком. Это означает, что жидкость просочилась через поврежденную прокладку;
- когда на поверхности ОЖ плавают масляные пятна смазки. Это говорит о том, что смазывающая смесь попадает в систему охлаждения;
- при функционировании ДВС на высоких оборотах при повышенных нагрузках ОЖ начинает бурлить.
Технология замены прокладки цилиндра: инструменты, этапы
Заменить уплотнительный элемент несложно. Но процесс трудоемкий: автовладельцу (или сотруднику СТО) приходится демонтировать многие соединения в узлах. Работу выполняют в определенном порядке. Чтобы поменять запчасть потребуются такие инструменты, как отвертка, набор ключей и торцовых головок, динамометрический ключ (чтобы не перетянуть).
Порядок работ (на примере автомобиля «ВАЗ»):
- Слив ОЖ. Если планируется замена жидкости, то слитый материал надо утилизовать. В ином случае ее следует поместить в чистую емкость.
- Демонтаж навесного оборудования, которое ограничивает доступ к детали. Обычно проводят съем шлангов и патрубков, которые примыкают непосредственно к крышке клапанов. Также снимают провода, свечи зажигания, трамблерное устройство, тросик привода педали газа.
- Снятие крышки клапанов. Для этого аккуратно откручивают восемь гаек, которые ее фиксируют.
- Демонтаж распредвала. Для этого ослабляют натяжитель цепи. После аккуратно ослабляют болт крепления шестерни привода (перед этим предварительно отгибают в сторону стопор контрящейся шайбы). В заключении отвинчивают болты крепления распредвала, начиная с краевых. Центральные болты откручивают в последнюю очередь. Важно: чтобы цепь не упала, ее можно подвесить, используя обычную проволоку.
- Снятие головки блока цилиндров: болты крепления откручивают по кругу.
- Непосредственно сама замена детали. При фиксации новой прокладки важно проследить, чтобы отверстие для пропуска масла находилось в положении между 3-м и 4-м цилиндром. При постановке ГБЦ валы должны быть расположены в верхней мертвой точке. При замене запчасти механики также тщательно очищают все плоскости прилегания. Если этого не сделать, то уплотнитель снова потечет спустя короткое время.
- Сборка агрегатов двигателя. Важно затягивать болты, ставить снятые трубки, провода и другие детали в строгой последовательности обратной снятию. Болты закрепляют с небольшим усилием, чтобы не выдавить новую прокладку. Нарушение этапа работ приведет к ухудшению герметичности.
Качественная прокладка и ее грамотная установка обеспечивают надежную изоляцию систем охлаждения и смазки. Своевременная замена комплектующего продлевает межремонтный интервал при эксплуатации узлов двигателя.
Компания НПО-Урал выпускает прокладки ГБЦ из материала «Аркаим».