Автокран – это спецтехника для подъёма грузов и перемещения их на небольшие расстояния, которые определяются длиной вылета стрелы и углами её поворота. В качестве шасси используют как обычные грузовики КАМАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, так и спецшасси автомобильного типа, отличающиеся более прочной рамой, объединяющей опорную крановую и автомобильную раму в единое целое.
Автокраны совершают отдельные непрерывные действия, состоящие из двух периодов: рабочего и вспомогательного.
Функции рабочего периода:
- захват или закрепление груза;
- подъём;
- перемещение;
- опускание,
- отцепка.
Вспомогательный цикл – это подъём и перемещение стрелы.
Основной конструктив автокрана
Как уже сказано выше, основа такой спецтехники – шасси грузовика, здесь всё просто. Но разберём более сложные механизмы – устройство самого крана.
Все механизмы автомобильного крана можно разделить на две группы: поворотная и неповоротная часть. Обе состоят из сварных элементов, механических, а также гидравлических конструкций. Их связывает ОПУ – опорно-поворотное устройство.
В неповоротную часть входят:
- шасси;
- опорная рама;
- гидравлическая система, включающая трубопроводы, насосы, гидробаки.
Поворотная часть состоит из:
- подвижной вращающейся платформы;
- гидроцилиндров, меняющих длину, высоту вылета;
- решетчатой, телескопической или башенной стрелы;
- лебедки;
- гидроаппаратуры;
- кабины управления;
- электрооборудования;
- противовеса.
Рассмотрим основные элементы подвижной части подробнее.
Поворотная платформа
Вращающаяся платформа – это сварная металлоконструкция, на которую устанавливают стрелу, кабину, противовес, а также гидрооборудование, механизмы подъёма и смены угла наклона.
Телескопическая стрела
Самые современные, удобные стрелы – телескопические, то есть состоящие из нескольких частей. Они включают 2-4 секции, а также механизм изменения длины, который представляет собой один длинноходовой гидроцилиндр или два канатных полиспаста. На секции устанавливают скользуны – плиты из полиамида, обработанные графитом, для снижения силы трения.
Число секций зависит от грузоподъёмности крана:
- до 10 тонн используется двухсекционное устройство;
- для подъёма груза весом до 60 тонн нужно 3 секции;
- для груза свыше 60 тонн необходима четырёхсекционная конструкция.
На конце крайней секции есть гусёк, который регулирует радиус работы, длину вылета.
Профиль стрел для удлинения бывает трёх видов: коробчатый, трапециевидный, овоидный. Последний – самый современный. Овоид – это комбинированное сечение из двух полукоробов. Он изготовлен из высокопрочной облегчённой стали типа weldox 700.
Лебедка
Лебедка поднимает, опускает груз. Такое устройство включает гидромотор, который передает крутящий момент барабану через двухступенчатый редуктор.
Противовес
Противовес в виде стальных отливок обеспечивает безопасность работ за счёт устойчивости крана.
Эксплуатация автокрана
Автокран значительно упрощает процесс любых строительных работ на всех этапах, начиная от закладки фундамента и заканчивая кровлей. Кроме того, такая спецтехника часто используется для прокладки коммуникаций, проведения работ на нефтепроводах, ЛЭП, автомобильных эстакадах, для погрузочно-разгрузочных, коммунальных работ, монтажа конструкций и пр.
Автомобильнй кран значительно упрощает работы, ведь он обладает следующими преимуществами:
- мобильность: все операции проходят быстро;
- манёвренность: ему не страшны бездорожье, неудобные позиции;
- высокая грузоподъёмность: поднимает очень тяжёлые грузы весом до нескольких тысяч тонн, а вес техники при этом значительно меньше;
- быстрая производительность: подъём пустой стрелы занимает меньше минуты;
- расширенный функционал;
- эргономичность: управление простое и понятно обычному человеку;
- надёжность: все узлы производятся по последним технологиям, проходя не одну проверку качества;
- компактность: небольшие габариты и вес позволяют перемещать автокраны на ЖД транспорте и эксплуатировать кран в условиях полной застройки;
- долгосрочность при соблюдении всех правил эксплуатации.