Шкив — колесо с ободом или желобом по наружному периметру окружности. Деталь получает или передает крутящий момент вала приводному ремню.
Ременная передача — два шкива, зафиксированных на валах, с кольцевым ремнем между ними. Валы располагают в одной плоскости. Сила трения при вращении приводного шкива приводит в движение ремень. Тот, в свою очередь, заставляет двигаться ведомый шкив.
Виды шкивов
Детали классифицируют по типу ремня.
Клиновидные
Устройство работает с клиновидным ремнем, который имеет трапециевидное сечение по бокам. Боковые щеки — выступы над ободом — выполняют наклонными, так, что они не только удерживают ремень от соскальзывания, но и увеличивают площадь сцепления. Это увеличивает скорость вращения механизма. Проскальзывание ремней при перегрузках предотвращает повреждения.
Зубчатые
В такой конструкции контактные стороны обода и ремня оснащены зубьями. Это увеличивает силу сцепления деталей, уменьшают проскальзывание и увеличивают мощность крутящего момента.
Из всех других передач конструкция дает самую меньшую радиальную нагрузку на ось. Помимо этого, зубчатый шкив точно передает угловое положение вала, но, в то же время, прибор не защищен от перегрузок.
Плоскоременные
Оборудование работает с плоским ремнем, имеющим в поперечном сечении форму прямоугольника. Конструкция:
- не производит шума;
- имеет невысокую скорость вращения;
- гасит вибрацию, динамические нагрузки.
Установка дополнительных роликов позволяет менять направление вращения механизма, связывать валы, расположенные в разных плоскостях. Плоскоременный привод передает вращение на большие дистанции (до девяти метров), гасит динамические нагрузки, создаваемые валами.
Круглоременные
Проточка такого устройства полукруглая и предназначена для круглого ремня. Шкив создает небольшие передаваемые моменты и работает при малых скоростях. Круглоременный механизм позволяет менять направления вращения, соединять оси разных плоскостей.
Вариаторные
Механизм плавно меняет отношение и скорость вращения. Шкивы имеют форму конусов с коническими щеками. Ремень перемещается в приводном элементе с меньшего радиуса на больший, в придаточном — наоборот. Такая конструкция позволяет уменьшать или увеличивать передаточное число передачи,а также плавно менять обороты и крутящий момент, не останавливая вращения и не снимая нагрузку.
Применение шкивов
Область использования шкивов зависит от их конструкции.
Клиновые. Основное применение:
- в двигателях внутреннего сгорания;
- системах вентиляции и кондиционирования;
- сельскохозяйственных машинах;
- лифтах, эскалаторах;
- компрессорных установках и другом оборудовании с высоким крутящим моментом и угловой скоростью.
Зубчатые. Применяются:
- в автомобиле-, машиностроении (в силовых приводах);
- на предприятиях пищевой, фармацевтической, химической промышленности.
Плоскоременные. Используются в текстильной промышленности, центробежных насосах, на лесопилках, кузнечных прессах.
Круглоременные. Приборы используют в электронике и бытовой технике.
Вариаторные. Предназначены для:
- конвейеров;
- сельскохозяйственных машин;
- точных металло-, деревообрабатывающих станков;
- трансмиссии автотранспорта.