Продукцию с инновационными материалами челябинского предприятия НПО «Урал» охотно закупают автомобилестроители («КамАЗ», «УралАЗ», опытные партии пошли на моторный завод в Ярославле), металлурги (ММК, «Мечел» и другие) и даже производители лифтов. В последнее время растет сотрудничество челябинцев с отечественным агропромом.
Современным производителям сельскохозяйственных машин импонирует тот научный и прогрессивный подход, который предлагают специалисты НПО «Урал». Например, одна из задач, которую просят решить комбайнёры, это снизить травмированность зерна при его транспортировке по шнекам. Проблема металлических шнеков в том, что в процессе эксплуатации происходит истирание крайних витков, увеличивается зазор между трубой (кожухом) шнека и шнеком, в результате зерно попадает в данный зазор и происходит разрушение его целостности, потери достигают до 10-15%.
– Нам данный вопрос показался интересным, поэтому и появилась идея сделать шнек из композитного материала, – говорит главный инженер НПО «Урал» Алексей Земзюлин. – И непростой, а наборный. Ведь изнашивается не сам шнек, а крайние два-три витка в нем. Значит, в конструкции нужно предусмотреть возможность замены части, не меняя весь механизм. Такой подход позволяет значительно сэкономить в ходе эксплуатации, покупке комплектующих и удешевит сам ремонт.
Специалисты НПО «Урал» долго трудились над разработкой пробной модели, в ближайшее время планируется к сборке первый композитный шнек. Он будет отправлен в базу производственного объединения «Муромец» для опытных испытаний.
НПО «Урал» намерено значительно увеличить число клиентов из отечественного агропрома. Ведь шкивы, шнеки и другие приводные механизмы используются не только на зерноуборочных комбайнах. Ими оборудованы различные зерноочистительные установки, дробилки, веялки, сеялки. В деталях этой техники композитные материалы так же могут отлично проявить свои удивительные качества: легкость, прочность, неприхотливость в эксплуатации, более низкую в сравнении с цветными металлами стоимость. Одно из направлений в рамках работ по замене металлических изделий на детали из композиционных материалов – это изготовление полиамидных крыльчаток для вентиляторов серии СМВ. Данные вентиляторы так же широко применяют в сельском хозяйстве. Начав закупать композитные детали от НПО «Урал» сельские механизаторы немедленно отмечают снижения веса крыльчатки, уменьшение вибрационных нагрузок и инерционных сил, снижение нагрузки на электродвигатель и его подшипниковый узел, а главное снижение себестоимости и эксплуатационных затрат.
– Наши технические специалисты не останавливаются на достигнутом, – подчеркивает Алексей Земзюлин, – они постоянно прорабатывают и находят новые сферы применения деталей из композиционных материалов.