- Всё начиналось в самом начале двухтысячных, то есть почти 20 лет назад, - рассказывает Халит Азильгареев. – Я тогда руководил конструкторским бюро научно-технического центра КамАЗа. И хорошо помню момент, когда к моему рабочему месту подошел незнакомый прежде мужчина и представился: «Я, Виталий Васильевич Павлов, из Челябинска. Хочу предложить вашему автомобильному заводу наши разработки. Будет интересно?».
Два увлеченных наукой человека немедленно завязали разговор, двум конструкторам было что обсудить. Тему выбрали для КамАЗа более чем актуальную – антифрикционные материалы и детали.
- Я поделился с Виталием Павловым проблемой, рассказал ему о башмаке рессоры, где находится большая бронзовая втулка, требующая постоянной смазки и прочей технической заботы: масло подтекает, сальники не держат, много вопросов по экологии. Короче, слабое место этого узла в автомобиле, и зимой и летом по нему мы слышали от водителей много нареканий, - говорит Халит Азильгареев. – И попросил у него предложений по такому антифрикционному материалу, который бы заменил бронзу. Но чтобы тот был дешевле, долговечнее, при этом меньше бы тратилось смазки. Челябинец меня внимательно выслушал, что-то записывая себе в блокнот, развернулся и уехал. Я про этого гостя и забыл на следующую минуту, тех, кто с жаром бежит на КамАЗ со своими технологическими предложениями, но потом пропадает, я видел неоднократно. Рад, что тогда я ошибался.
Через некоторое время в конструкторском бюро Азильгареева раздался телефонный звонок: «Здравствуйте, это Павлов из Челябинска! Помните меня? Мы разработали новую антифрикционную деталь и хотим вам представить образцы». Халит Газымович удивился, но оценил настойчивость челябинского ученого и помог организовать стендовые и дорожные испытания. И тут пришла пора удивляться по-настоящему, челябинская разработка полностью соответствовала именно тем требованиям, которые высказал Азильгареев на мимолетной встрече с Виталием Павловым: деталь из полиамида была прочнее, дешевле и долговечнее, чем бронзовая втулка. Изобретение НПО «Урал», которым руководит Виталий Васильевич Павлов, было внедрено на КамАЗе.
- С этого момента мимолетное наше знакомство переросло в полезнейшее обеим сторонам сотрудничество, - улыбается Халит Азильгареев. – Было много совместной работы, я уже сейчас на пенсии, но КамАЗ и НПО «Урал» по-прежнему вместе. И горжусь, что вовремя заметил и помог внедрить изобретение уральцев. В то время цена бронзовой втулки башмака была около 600-700 рублей. Челябинское же изделие стоило 120 рублей, повторюсь, с теми же техническими характеристиками, а то и лучше их. Стоимость втулки с челябинской разработкой снизилась в пять раз! На автомобиль идут четыре таких втулки. Плюс потребность масла снижается, тоже значительная экономия. Учитывая, сколько за это время КамАЗ произвел машин, то мы с Павловым сэкономили предприятию не один миллиард рублей. Я не шучу.
Халит Газымович вспоминает, что во время внедрения полимерной втулки экономисты КамАЗА даже заподозрили НПО «Урал»… в демпинге. Трудно было избавиться от штампа «дешевое, значит некачественное». И руководство автомобильного гиганта напоминало Виталию Павлову, что деньги нужны и его предприятию: «Зарабатывайте! Развивайтесь. Придумывайте еще что-нибудь новое и уникальное!».
И НПО «Урал» развивался, предлагая КамАЗу очередные технологические новшества. Например, покрытие на сателлитах, когда металлические детали того же редуктора получают пластиковое напыление и служат намного дольше. А еще Челябинск предложил КамАЗу полимерные обрешетки, бамперы и многое другое, по твердому принципу, заложенному еще Халитом Азильгареевым – нам нужны детали более дешевые, но с более высоким качеством.
- Мне нравится принцип, когда у КамАЗа появляется партнер, не просто поставляющий нам тысячи чугунных чушек, а новейшую технологию. Не просто приезжает с предложением продать какой-то товар. А узнает о нашей проблеме, берет время и ее решает таким образом, что внедряется уже новинка иного качественного уровня, - подчеркивает Халит Азильгареев. – Умное сотрудничество, это как раз про нас и НПО «Урал».
Автомобильный завод с берегов Камы давно является надежным партнером для НПО «Урал», сотрудничество между КамАЗом и челябинскими мастерами принесло немало пользы и тем и другим. Как встретились два предприятия?
10 Июня 2019